Для съемок исторической драмы АНДРЕЯ КОНЧАЛОВСКОГО канала «Россия 1» был объявлен народный кастинг, сшито 1500 комплектов костюмов и отключен фонтан Большого театра.
Действие киноромана начинается в 1905 году в Санкт-Петербурге. Офицер Михаил Прохоров (ЮРА БОРИСОВ) получает назначение лично от императора. Николай II (НИКИТА ЕФРЕМОВ) надеется, что новый начальник особого отдела департамента полиции справится с революционным подпольем и поможет спасти монархию от падения. Один из самых неуловимых противников Прохорова – революционер Лютер (АЛЕКСАНДР МИЗЕВ), под чьим началом в подпольную борьбу включается Ариадна Славина (ЮЛИЯ ВЫСОЦКАЯ). Она вовлекает в опасные игры и своего возлюбленного, молодого музыканта Алексея Тихомирова (НИКИТА КАРАТАЕВ). Но однажды Ариадна теряет осторожность, Прохоров вызывает ее на допрос. Эта встреча будет иметь необратимые последствия для героев и всего хода мировой истории.
– Лет шесть-семь назад мне позвонили с канала «Россия» и предложили сценарий про Александра Парвуса, видного социал-демократа из Германии, бизнесмена, финансировавшего революцию и много чего еще, – вспоминает режиссер и автор сценария Андрей Кончаловский. – Я тогда сказал, что сценарий интересный, но мне не очень хочется это ставить, только если я перепишу… Начал писать, изучать, написал серии четыре и бросил. А ЕЛЕНА КИСЕЛЕВА, мой соавтор и друг, с которой мы писали «Белые ночи», «Рай», «Грех», «Дорогие товарищи!», прочитала и сказала, что неплохо, давайте продолжим. В общем, сами того не замечая, мы написали 750 страниц, и стало понятно, что ставить, наверное, мне. Но возникло серьезное препятствие, потому что это не сериал – это нормальный киносценарий, там 300 объектов, 82 характера, из них более сорока исторических.
ЛИЦА ИЗ НАРОДА
Над поиском актеров трудились сразу три кастинг-директора. Андрей Кончаловский поставил перед ними задачу найти суперпохожих людей на роли ЛЕНИНА, СТАЛИНА, МАЯКОВСКОГО, ЕСЕНИНА и КРУПСКОЙ. Так был объявлен народный кастинг, на который откликнулось более 4 тысяч человек. Однако среди них не оказалось подходящих кандидатов, и в итоге ключевых персонажей сыграли все-таки актеры, а найденные в народе интересные типажи попали в эпизоды.
– Для актеров массовых сцен нам нужны были люди, у которых, скажем так, лица прошлого века, – объясняет кастинг-директор ЭЛИНА ТЕРНЯЕВА. – Где их взять сейчас? Езжайте, говорит Андрей Сергеевич, в деревни, в какие-то провинции, в разные города, республики. И мы отправились в самые разные регионы – Казань, Чебоксары, Новосибирск, на Кавказ, во Владивосток, в Якутию, Барнаул, Калмыкию и много еще куда...
– Поиск шел всегда, – вспоминает кастинг-директор ДАРЬЯ КОЖАРСКАЯ. – Как-то летом я возвращалась с дачи, и по электричке проходил музыкант. Было сразу видно, что это абсолютно профессиональный человек, что он тут не для того, чтобы заработать денег, а чтобы дарить радость другим. Я обратила внимание на типаж, на благородные черты лица... Догнала его, мы обменялись телефонами, он пришел на знакомство, пообщались – и все. Дальше прошло несколько месяцев. И так сложилось, что один из актеров, утвержденных на роли великих князей, не смог участвовать в съемках практически в последний момент. Тут мы вспомнили про того музыканта из электрички, показали его фотографии Андрею Сергеевичу, и он согласился. Вот такой у нас получился великий князь из электрички. Кого мы искали очень долго, так это Ленина. На этапе проб, даже при том, что художники по гриму очень старались как-то помочь, образ не становился живым, а потом Андрей Сергеевич дал нам такие комментарии, которые заставили нас посмотреть на Ленина как на живого человека. Это должен быть актер с такой энергией, который на самом деле сможет повести за собой толпу. И когда мы уже стали идти от его темперамента, от характера, то родилась идея пригласить ЕВГЕНИЯ ТКАЧУКА.
Основным двигателем истории в сериале является квартет персонажей: Михаил Прохоров, Ариадна Славина, Алексей Тихомиров и Лютер. Это собирательные образы, яркие характеры своей эпохи, которые взаимодействуют как между собой, так и с реальными историческими деятелями.
– Наверное, Ариадна – самое чувственное, что есть в этой истории, – утверждает Юлия Высоцкая. – При чтении еще первого варианта сценария у меня было ощущение, что я читаю роман. Самым потрясающим стало то, что мне были интересны не только любовные треугольники Ленин – Арманд – Крупская или Ариадна – Алексей – Прохоров, но и то, под каким углом препарируется революция, как интересно найдена эта точка зрения на то, что произошло. Я умоляла Вселенную, чтобы у меня была там роль. Все равно какая, я могу играть хоть телефонную книгу в проекте Андрея Сергеевича.
350 ШИНЕЛЕЙ И ПАРИЖ В ЦВЕТАХ
– Для съемок экстерьера Большого театра была отключена подсветка зданий и выключен фонтан, чтобы он не мешал записи звука, а брызги не попадали в кадр и на камеры, – рассказывает исполнительный продюсер ОЛЕСЯ ГИДРАТ.
Поскольку повествование охватывает период с 1905 по 1924 год, а в сериале более 350 персонажей и 157 из них – это реально существовавшие люди, художникам по гриму предстояло отразить на лицах героев все возрастные изменения. Так, для Евгения Ткачука изготовили более 50 лысин из мягкого эластичного силикона, чтобы актер мог шевелить лбом, двигать бровями.
– Мы перепробовали много разных лысин, усов, бород, носов, щек, и постепенно персонаж Ленина появился, – комментирует художник по пластическому гриму АЛЕКСЕЙ ЧЕРНЫХ. – Лысину мы несколько раз переделывали, прежде чем нашли нужную толщину, чтобы показать, что он «башковитый», как любил повторять Андрей Сергеевич.
В команде художника по костюмам трудилось порядка 25 человек. Для актеров массовых сцен было собрано около 1500 комплектов костюмов. Одних только шинелей сшили 350 штук. Были антикварные вещи, в них ходили Ариадна, Надежда Крупская.
– Еще мы изготовили для этого проекта огромное количество женских шляп разной градации и годов, – добавляет художник по костюмам ДМИТРИЙ АНДРЕЕВ. – Была история: Алексей Тихомиров выходит из вагона, и требуется показать, что это Париж 1911 года. Как? Через шляпы. В то время носили большие шляпы-клумбы, шляпы-торты. Так как это весна, то они не могут быть фетровыми, суконными, значит, соломенные. Но их же нужно чем-то украсить. И тут мне вдруг пишет одна моя знакомая. Ей по наследству передали большую картонную коробку с искусственными цветами из какой-то старинной семьи, еще дореволюционной: «Приезжайте, забирайте, мне это не нужно». Тогда я понял, что киношный бог существует! Мы с помощниками украсили этими цветами наши соломенные шляпы, все пришили, прикрепили, накрыли вуалями, тюлем. Андрей Сергеевич был просто в восторге, когда увидел эту цветочную феерию на вокзале в Париже.
АЛЕСЯ ГОРДИЕНКО, KINO@ANTENNATV.RU
Действие киноромана начинается в 1905 году в Санкт-Петербурге. Офицер Михаил Прохоров (ЮРА БОРИСОВ) получает назначение лично от императора. Николай II (НИКИТА ЕФРЕМОВ) надеется, что новый начальник особого отдела департамента полиции справится с революционным подпольем и поможет спасти монархию от падения. Один из самых неуловимых противников Прохорова – революционер Лютер (АЛЕКСАНДР МИЗЕВ), под чьим началом в подпольную борьбу включается Ариадна Славина (ЮЛИЯ ВЫСОЦКАЯ). Она вовлекает в опасные игры и своего возлюбленного, молодого музыканта Алексея Тихомирова (НИКИТА КАРАТАЕВ). Но однажды Ариадна теряет осторожность, Прохоров вызывает ее на допрос. Эта встреча будет иметь необратимые последствия для героев и всего хода мировой истории.
– Лет шесть-семь назад мне позвонили с канала «Россия» и предложили сценарий про Александра Парвуса, видного социал-демократа из Германии, бизнесмена, финансировавшего революцию и много чего еще, – вспоминает режиссер и автор сценария Андрей Кончаловский. – Я тогда сказал, что сценарий интересный, но мне не очень хочется это ставить, только если я перепишу… Начал писать, изучать, написал серии четыре и бросил. А ЕЛЕНА КИСЕЛЕВА, мой соавтор и друг, с которой мы писали «Белые ночи», «Рай», «Грех», «Дорогие товарищи!», прочитала и сказала, что неплохо, давайте продолжим. В общем, сами того не замечая, мы написали 750 страниц, и стало понятно, что ставить, наверное, мне. Но возникло серьезное препятствие, потому что это не сериал – это нормальный киносценарий, там 300 объектов, 82 характера, из них более сорока исторических.
ЛИЦА ИЗ НАРОДА
Над поиском актеров трудились сразу три кастинг-директора. Андрей Кончаловский поставил перед ними задачу найти суперпохожих людей на роли ЛЕНИНА, СТАЛИНА, МАЯКОВСКОГО, ЕСЕНИНА и КРУПСКОЙ. Так был объявлен народный кастинг, на который откликнулось более 4 тысяч человек. Однако среди них не оказалось подходящих кандидатов, и в итоге ключевых персонажей сыграли все-таки актеры, а найденные в народе интересные типажи попали в эпизоды.
– Для актеров массовых сцен нам нужны были люди, у которых, скажем так, лица прошлого века, – объясняет кастинг-директор ЭЛИНА ТЕРНЯЕВА. – Где их взять сейчас? Езжайте, говорит Андрей Сергеевич, в деревни, в какие-то провинции, в разные города, республики. И мы отправились в самые разные регионы – Казань, Чебоксары, Новосибирск, на Кавказ, во Владивосток, в Якутию, Барнаул, Калмыкию и много еще куда...
– Поиск шел всегда, – вспоминает кастинг-директор ДАРЬЯ КОЖАРСКАЯ. – Как-то летом я возвращалась с дачи, и по электричке проходил музыкант. Было сразу видно, что это абсолютно профессиональный человек, что он тут не для того, чтобы заработать денег, а чтобы дарить радость другим. Я обратила внимание на типаж, на благородные черты лица... Догнала его, мы обменялись телефонами, он пришел на знакомство, пообщались – и все. Дальше прошло несколько месяцев. И так сложилось, что один из актеров, утвержденных на роли великих князей, не смог участвовать в съемках практически в последний момент. Тут мы вспомнили про того музыканта из электрички, показали его фотографии Андрею Сергеевичу, и он согласился. Вот такой у нас получился великий князь из электрички. Кого мы искали очень долго, так это Ленина. На этапе проб, даже при том, что художники по гриму очень старались как-то помочь, образ не становился живым, а потом Андрей Сергеевич дал нам такие комментарии, которые заставили нас посмотреть на Ленина как на живого человека. Это должен быть актер с такой энергией, который на самом деле сможет повести за собой толпу. И когда мы уже стали идти от его темперамента, от характера, то родилась идея пригласить ЕВГЕНИЯ ТКАЧУКА.
Основным двигателем истории в сериале является квартет персонажей: Михаил Прохоров, Ариадна Славина, Алексей Тихомиров и Лютер. Это собирательные образы, яркие характеры своей эпохи, которые взаимодействуют как между собой, так и с реальными историческими деятелями.
– Наверное, Ариадна – самое чувственное, что есть в этой истории, – утверждает Юлия Высоцкая. – При чтении еще первого варианта сценария у меня было ощущение, что я читаю роман. Самым потрясающим стало то, что мне были интересны не только любовные треугольники Ленин – Арманд – Крупская или Ариадна – Алексей – Прохоров, но и то, под каким углом препарируется революция, как интересно найдена эта точка зрения на то, что произошло. Я умоляла Вселенную, чтобы у меня была там роль. Все равно какая, я могу играть хоть телефонную книгу в проекте Андрея Сергеевича.
350 ШИНЕЛЕЙ И ПАРИЖ В ЦВЕТАХ
– Для съемок экстерьера Большого театра была отключена подсветка зданий и выключен фонтан, чтобы он не мешал записи звука, а брызги не попадали в кадр и на камеры, – рассказывает исполнительный продюсер ОЛЕСЯ ГИДРАТ.
Поскольку повествование охватывает период с 1905 по 1924 год, а в сериале более 350 персонажей и 157 из них – это реально существовавшие люди, художникам по гриму предстояло отразить на лицах героев все возрастные изменения. Так, для Евгения Ткачука изготовили более 50 лысин из мягкого эластичного силикона, чтобы актер мог шевелить лбом, двигать бровями.
– Мы перепробовали много разных лысин, усов, бород, носов, щек, и постепенно персонаж Ленина появился, – комментирует художник по пластическому гриму АЛЕКСЕЙ ЧЕРНЫХ. – Лысину мы несколько раз переделывали, прежде чем нашли нужную толщину, чтобы показать, что он «башковитый», как любил повторять Андрей Сергеевич.
В команде художника по костюмам трудилось порядка 25 человек. Для актеров массовых сцен было собрано около 1500 комплектов костюмов. Одних только шинелей сшили 350 штук. Были антикварные вещи, в них ходили Ариадна, Надежда Крупская.
– Еще мы изготовили для этого проекта огромное количество женских шляп разной градации и годов, – добавляет художник по костюмам ДМИТРИЙ АНДРЕЕВ. – Была история: Алексей Тихомиров выходит из вагона, и требуется показать, что это Париж 1911 года. Как? Через шляпы. В то время носили большие шляпы-клумбы, шляпы-торты. Так как это весна, то они не могут быть фетровыми, суконными, значит, соломенные. Но их же нужно чем-то украсить. И тут мне вдруг пишет одна моя знакомая. Ей по наследству передали большую картонную коробку с искусственными цветами из какой-то старинной семьи, еще дореволюционной: «Приезжайте, забирайте, мне это не нужно». Тогда я понял, что киношный бог существует! Мы с помощниками украсили этими цветами наши соломенные шляпы, все пришили, прикрепили, накрыли вуалями, тюлем. Андрей Сергеевич был просто в восторге, когда увидел эту цветочную феерию на вокзале в Париже.
АЛЕСЯ ГОРДИЕНКО, KINO@ANTENNATV.RU
