6 марта на канале «Пятница!» стартовал новый сезон интеллектуальной телевикторины. Бессменная ведущая шоу Тина Канделаки рассказала, в чем популярность проекта, как переживает за участников и стоит ли воспитывать из детей вундеркиндов.
–Вэфир выходит уже четвертый сезон «Умнее всех». Почему детей все больше стали интересовать умные программы? Эра популярности соцсетей начинает утихать?
– Я думаю, что причина популярности в том, что канал «Пятница!» бережно и качественно обновил некогда популярный бренд. Это был очень сложный кропотливый путь, который мы прошли вместе. И проект получился настолько современным, что многие дети даже не подозревают, что 10–15 лет тому назад существовала какая-то программа. Они изначально идут уже в оригинальное шоу «Умнее всех». Наша программа – один из лидеров на отечественном телевидении по визуальной картинке. Очень много красивой сложной графики, интеграций, 3D-эффектов.
Эра соцсетей не утихает, но она будет регулироваться. Во многих странах уже начали работу над тем, чтобы установить лимит на количество часов, проводимых детьми в Интернете. На телевидении даем продукт, который сами контролируем, за который именно мы несем ответственность. А все, что дети видят, смотрят и изучают в соцсетях, трудно проконтролировать.
– С участниками вы общаетесь на равных?
– С юными участниками я разговариваю ровно так же, как со своими детьми. Я всегда поддерживаю ребят в их знаниях. Дети уже где-то с двух лет начинают осваивать очень много информации и мыслят крайне интересно и парадоксально. И важно не только вежливо разговаривать, но и научиться слушать и слышать. Вот я учу себя этому без малого 25 лет. Я общаюсь с детьми как с равноценными интеллектуальными собеседниками.
– Вы консервативная мама или более демократичны? За что можете поругать сыновей и дочь?
– Наверное, я больше выступаю за то, чтобы не ругать. Хотя, знаете, разное в жизни бывает! Но все же надо уметь объяснять. Просто помните одно: поругать всегда проще всего, объяснить гораздо сложнее.
– А в каких традициях вас воспитывали родители?
– Меня воспитывали в консервативных традициях. Мои родители были советскими людьми в лучшем понимании этого слова. Колоссальное влияние на меня оказала моя любимая мама, которая, к сожалению, уже ушла из жизни. Она своим личным примером показывала, как нужно жить. Две вещи в ней, которые меня поражали и которые мне передались, – это ее феноменальная дисциплинированность и преданность семье.
– На ваш взгляд, это родители должны контролировать обучение ребенка? Вы помогали своим детям делать уроки?
– Я в меньшей степени помогала, это делала моя любимая и дорогая мама. Но я всегда с удовольствием отвечала на все вопросы, старалась поддерживать все их начинания, увлечения. Как родитель с опытом, хочу вам сказать, что дети-отличники – это не всегда заявка на успех. Самое главное – чтобы ребенок любил и хотел получать новые знания, чтобы ему было интересно. Вот, например, мой младший сын обожает динозавров, собирает коллекцию и часто мне про них рассказывает. И каждый раз, когда мы покупаем нового, задает вопрос: как мы его назовем? И он, будучи еще маленьким, спокойно перечисляет сложные названия: трицератопс, стегозавр, титанозавр. И это не я заставила его выучить их наизусть, это прос то наша игра, она ему интересна.
Родительская обязанность не контролировать обучение, а своим примером показывать то, как бы вы хотели, чтобы ваш ребенок жил. Вы можете контролировать сколько хотите, но ребенок все равно будет повторять за вами.
Обратите внимание, маленькие дети бегают за родителям и постоянно просят что-то рассказать. И вдруг в 10–13 лет происходит перелом, подростки перестают чем-то интересоваться. Это связано с пониманием, что мир не так дружелюбен. Когда ты маленький, тебя любят, целуют, обнимают, что-то рассказывают, ты максимально напитываешься знаниями и хочешь узнать еще больше. А когда начинают отталкивать со словами «не мешай, отойди, позже, не сейчас, я занят», это отправляет ребенка во внутреннюю миграцию. И, находясь в ней, детям, конечно, сложно найти аргументы, а почему надо что-то новое еще узнавать. Дальше наступает период тяжелой рефлексии, когда ребенок осознает, что он не самый любимый, не самый лучший и красивый, не самый главный в этом мире. И это одиночество – начало того пути, в котором выживание, а не счастливая жизнь становится основным смыслом.
Поэтому я считаю, что родительская обязанность – быть внимательным к своим детям.
– Одни родители усердствуют в обучении, желая воспитать вундеркинда. Другие считают, что у ребенка должно быть необремененное детство. Вы какой стороны придерживаетесь?
– До определенного возраста родители, можно сказать, владеют ребенком. Потому что он маленький, несамостоятельный и вы можете диктовать ему правила жизни. Но рано или поздно он обязательно вырастет и перестанет быть подвластным вам. Ребенок – это не подчиненный, которым надо управлять. Это абсолютно самостоятельная независимая личность, у которой могут быть вообще другие интересы. Следуйте их увлечениям, и вы откроете для своего ребенка целый мир. Но задайтесь вопросом: а это точно его увлечение, не ваше? Любите своего ребенка! В современном мире любви будет очень не хватать. А ребенок благодаря вашей заботе, которой вы поливаете его, как цветок, точно захочет узнать что-то новое и потянет свои лепестки к солнцу. Главное – быть родителем счастливого человека!
– Кем вы мечтали стать в детстве? Сбылись ли ваши мечты?
– Мечтала стать лидером. Я всегда была активным октябренком, пионером, возглавляла отряды, ячейки. А если серьезно, то хотела работать врачом, потому что я восхищалась моей мамой (Эльвира Георгиевна – врач. – Прим. «Антенны»). Я и поступила в мединститут. Но потом жизнь так сложилась, что я стала телеведущей. Я дала маме и папе слово, что обязательно в этой профессии стану лучшей.
– Как справлялись с обидами в школе – давали сдачи?
– У меня было непростое детство, я оказалась единственной грузинкой в русской школе. Стала белой вороной. Но это одновременно и большое испытание, и хорошая закалка. В школе я была достаточно дерзкой, умела давать сдачи, могла за себя постоять. И подраться могла, маму даже вызывали в школу. Наверное, эта дерзость воспитана мною самой. Надо ли агрессией отвечать на агрессию? Надо уметь стоять за себя. Это очень важно. Все, что с нами будет в последующей жизни, формируется в школе. Нас обидели, нас защитили или не смогли – мы дали сдачи. Это нормальный биологический отбор, который делит общество на сильных и более слабых.
– Для современных мам проблема – совмещать семейные хлопоты, материнство и карь еру. Как вы все успеваете?
– Женщина должна сделать выбор сама. Если она выбрала семью и воспитание детей, это большое счастье. И самая важная и главная в жизни работа. Мамы тратят минимум десять лет своей жизни, чтобы родить детей, поставить их на ноги! И я бесконечно уважаю женщин, которые выбирают семью, свою реализацию в роли матери, не строя карьеру. В социальном плане роль матери самая великая и не сравнима ни с какой другой профессией.
Если женщина сумела совместить карьеру и дом, как в моем случае, то это тоже только ее выбор. Но он не может быть догмой для большинства. Вы сделали свой выбор, вы в ответе за себя, своих детей, здоровье и старайтесь тогда делать все так, чтобы не было ущерба никому.
КТО играет
Новый сезон «Умнее всех» снова собрал самых умных детей со всей России. Среди них 11-летний Тимофей Арнаутов из Волгограда, который за 52 секунды перечисляет таб лицу Менделеева; 15-летний Илья Шкарен из Энгельса, который пишет компьютерные коды; 12-летний Глеб Семенов из Кирова, мечтающий стать палеонтологом и участвующий в раскопках; 10-летний Ранель Тахтаганов из Казани, который уже прочитал 1000 книг.
В числе игроков и сын телеведущего и шоумена Дениса Дорохова – 12-летний Артем. Он занимается самбо и уже завоевал семь золотых медалей. Увлекается культурой Китая и Японии, изучает китайский язык.
– Мне волнительно, потому что Артем не умеет проигрывать и сильно расстраивается в случае неудачи, – говорит Денис Дорохов. – А в этом шоу большая конкуренция, но я верю в своего сына!
В четвертом сезоне состоятся 12 игр и суперфинал.
programs@antennatv.ru
К фото:
За три сезона в интеллектуальную телевикторину с Тиной Канделаки сыграли более 400 школьников со всей России. Победителем третьего сезона стал 15-летний Павел Андриенко из Москвы. Часть выигрыша школьник пожертвовал в фонды помощи детям-сиротам.
–Вэфир выходит уже четвертый сезон «Умнее всех». Почему детей все больше стали интересовать умные программы? Эра популярности соцсетей начинает утихать?
– Я думаю, что причина популярности в том, что канал «Пятница!» бережно и качественно обновил некогда популярный бренд. Это был очень сложный кропотливый путь, который мы прошли вместе. И проект получился настолько современным, что многие дети даже не подозревают, что 10–15 лет тому назад существовала какая-то программа. Они изначально идут уже в оригинальное шоу «Умнее всех». Наша программа – один из лидеров на отечественном телевидении по визуальной картинке. Очень много красивой сложной графики, интеграций, 3D-эффектов.
Эра соцсетей не утихает, но она будет регулироваться. Во многих странах уже начали работу над тем, чтобы установить лимит на количество часов, проводимых детьми в Интернете. На телевидении даем продукт, который сами контролируем, за который именно мы несем ответственность. А все, что дети видят, смотрят и изучают в соцсетях, трудно проконтролировать.
– С участниками вы общаетесь на равных?
– С юными участниками я разговариваю ровно так же, как со своими детьми. Я всегда поддерживаю ребят в их знаниях. Дети уже где-то с двух лет начинают осваивать очень много информации и мыслят крайне интересно и парадоксально. И важно не только вежливо разговаривать, но и научиться слушать и слышать. Вот я учу себя этому без малого 25 лет. Я общаюсь с детьми как с равноценными интеллектуальными собеседниками.
– Вы консервативная мама или более демократичны? За что можете поругать сыновей и дочь?
– Наверное, я больше выступаю за то, чтобы не ругать. Хотя, знаете, разное в жизни бывает! Но все же надо уметь объяснять. Просто помните одно: поругать всегда проще всего, объяснить гораздо сложнее.
– А в каких традициях вас воспитывали родители?
– Меня воспитывали в консервативных традициях. Мои родители были советскими людьми в лучшем понимании этого слова. Колоссальное влияние на меня оказала моя любимая мама, которая, к сожалению, уже ушла из жизни. Она своим личным примером показывала, как нужно жить. Две вещи в ней, которые меня поражали и которые мне передались, – это ее феноменальная дисциплинированность и преданность семье.
– На ваш взгляд, это родители должны контролировать обучение ребенка? Вы помогали своим детям делать уроки?
– Я в меньшей степени помогала, это делала моя любимая и дорогая мама. Но я всегда с удовольствием отвечала на все вопросы, старалась поддерживать все их начинания, увлечения. Как родитель с опытом, хочу вам сказать, что дети-отличники – это не всегда заявка на успех. Самое главное – чтобы ребенок любил и хотел получать новые знания, чтобы ему было интересно. Вот, например, мой младший сын обожает динозавров, собирает коллекцию и часто мне про них рассказывает. И каждый раз, когда мы покупаем нового, задает вопрос: как мы его назовем? И он, будучи еще маленьким, спокойно перечисляет сложные названия: трицератопс, стегозавр, титанозавр. И это не я заставила его выучить их наизусть, это прос то наша игра, она ему интересна.
Родительская обязанность не контролировать обучение, а своим примером показывать то, как бы вы хотели, чтобы ваш ребенок жил. Вы можете контролировать сколько хотите, но ребенок все равно будет повторять за вами.
Обратите внимание, маленькие дети бегают за родителям и постоянно просят что-то рассказать. И вдруг в 10–13 лет происходит перелом, подростки перестают чем-то интересоваться. Это связано с пониманием, что мир не так дружелюбен. Когда ты маленький, тебя любят, целуют, обнимают, что-то рассказывают, ты максимально напитываешься знаниями и хочешь узнать еще больше. А когда начинают отталкивать со словами «не мешай, отойди, позже, не сейчас, я занят», это отправляет ребенка во внутреннюю миграцию. И, находясь в ней, детям, конечно, сложно найти аргументы, а почему надо что-то новое еще узнавать. Дальше наступает период тяжелой рефлексии, когда ребенок осознает, что он не самый любимый, не самый лучший и красивый, не самый главный в этом мире. И это одиночество – начало того пути, в котором выживание, а не счастливая жизнь становится основным смыслом.
Поэтому я считаю, что родительская обязанность – быть внимательным к своим детям.
– Одни родители усердствуют в обучении, желая воспитать вундеркинда. Другие считают, что у ребенка должно быть необремененное детство. Вы какой стороны придерживаетесь?
– До определенного возраста родители, можно сказать, владеют ребенком. Потому что он маленький, несамостоятельный и вы можете диктовать ему правила жизни. Но рано или поздно он обязательно вырастет и перестанет быть подвластным вам. Ребенок – это не подчиненный, которым надо управлять. Это абсолютно самостоятельная независимая личность, у которой могут быть вообще другие интересы. Следуйте их увлечениям, и вы откроете для своего ребенка целый мир. Но задайтесь вопросом: а это точно его увлечение, не ваше? Любите своего ребенка! В современном мире любви будет очень не хватать. А ребенок благодаря вашей заботе, которой вы поливаете его, как цветок, точно захочет узнать что-то новое и потянет свои лепестки к солнцу. Главное – быть родителем счастливого человека!
– Кем вы мечтали стать в детстве? Сбылись ли ваши мечты?
– Мечтала стать лидером. Я всегда была активным октябренком, пионером, возглавляла отряды, ячейки. А если серьезно, то хотела работать врачом, потому что я восхищалась моей мамой (Эльвира Георгиевна – врач. – Прим. «Антенны»). Я и поступила в мединститут. Но потом жизнь так сложилась, что я стала телеведущей. Я дала маме и папе слово, что обязательно в этой профессии стану лучшей.
– Как справлялись с обидами в школе – давали сдачи?
– У меня было непростое детство, я оказалась единственной грузинкой в русской школе. Стала белой вороной. Но это одновременно и большое испытание, и хорошая закалка. В школе я была достаточно дерзкой, умела давать сдачи, могла за себя постоять. И подраться могла, маму даже вызывали в школу. Наверное, эта дерзость воспитана мною самой. Надо ли агрессией отвечать на агрессию? Надо уметь стоять за себя. Это очень важно. Все, что с нами будет в последующей жизни, формируется в школе. Нас обидели, нас защитили или не смогли – мы дали сдачи. Это нормальный биологический отбор, который делит общество на сильных и более слабых.
– Для современных мам проблема – совмещать семейные хлопоты, материнство и карь еру. Как вы все успеваете?
– Женщина должна сделать выбор сама. Если она выбрала семью и воспитание детей, это большое счастье. И самая важная и главная в жизни работа. Мамы тратят минимум десять лет своей жизни, чтобы родить детей, поставить их на ноги! И я бесконечно уважаю женщин, которые выбирают семью, свою реализацию в роли матери, не строя карьеру. В социальном плане роль матери самая великая и не сравнима ни с какой другой профессией.
Если женщина сумела совместить карьеру и дом, как в моем случае, то это тоже только ее выбор. Но он не может быть догмой для большинства. Вы сделали свой выбор, вы в ответе за себя, своих детей, здоровье и старайтесь тогда делать все так, чтобы не было ущерба никому.
КТО играет
Новый сезон «Умнее всех» снова собрал самых умных детей со всей России. Среди них 11-летний Тимофей Арнаутов из Волгограда, который за 52 секунды перечисляет таб лицу Менделеева; 15-летний Илья Шкарен из Энгельса, который пишет компьютерные коды; 12-летний Глеб Семенов из Кирова, мечтающий стать палеонтологом и участвующий в раскопках; 10-летний Ранель Тахтаганов из Казани, который уже прочитал 1000 книг.
В числе игроков и сын телеведущего и шоумена Дениса Дорохова – 12-летний Артем. Он занимается самбо и уже завоевал семь золотых медалей. Увлекается культурой Китая и Японии, изучает китайский язык.
– Мне волнительно, потому что Артем не умеет проигрывать и сильно расстраивается в случае неудачи, – говорит Денис Дорохов. – А в этом шоу большая конкуренция, но я верю в своего сына!
В четвертом сезоне состоятся 12 игр и суперфинал.
programs@antennatv.ru
К фото:
За три сезона в интеллектуальную телевикторину с Тиной Канделаки сыграли более 400 школьников со всей России. Победителем третьего сезона стал 15-летний Павел Андриенко из Москвы. Часть выигрыша школьник пожертвовал в фонды помощи детям-сиротам.