Для съемок изготовили батискаф в натуральную величину и вручную пришили 6000 чешуек на кольчуги.
Старший лейтенант ВМФ Алексей Алехин (Александр Пет ров), однажды опустившись исследовать дно морское, выныривает на поверхность в неопознанном сказочном княжестве. Там Леха встречается с маленьким драконом и с множеством задач: срочно излечить неизлечимую хандру князя Филимона (Сергей Маковецкий), победить непобедимого силача Бамбулу (Роман Курцын), покорить сердце княжны Маруси (Виктория Агалакова) и так далее. Дракончик, которого Леха назвал Горынычем, считает его теперь родной мамой и помогает во всем. Но друзей ждет огромный сюрприз…
– Любая старая сказка когда-то была новой – так решили мы и придумали совершенно новую историю, которая не основана на известных сюжетах, при этом рассказана в лучших традициях русской волшебной сказки, – комментирует продюсер Сергей Сельянов. – Сделали мы это кино с той же командой, с которой создавали «Конька-Горбунка», «По щучьему велению» и «Огниво». В картине есть несколько музыкальных номеров: думаю, они органично вошли в сюжет, стали одной из ярких его составляющих.
– Фильм пропитан оригинальной музыкой: у нас есть и танцы, и вокальные номера, и целый оркестр, – добавляет режиссер Дмитрий Хонин. – Но важно подчеркнуть: это музыкальный фильм, а не мюзикл. Мы строим музыкальные сцены не как отдельные вставки, а как часть повествования. Это органично и работает на развитие сюжета.
Когда выбрали основных исполнителей главных ролей – Александра Пет рова и Сергея Маковецкого, сценарий правили под их характеры.
– Мой персонаж многим на меня похож, – говорит Петров. – Бабушка в детстве постоянно говорилас упреком: «Саша, куда ты вечно суешь свой нос?» И правда, я все время куда-то лез, во все вмешивался. Леха такой же авантюрный парень. Моей задачей было сделать его максимально живым и узнаваемым персонажем, который волею обстоятельств становится героем. У себя дома, в Петербурге, он обычный моряк, который занимается научными исследованиями подводного мира.
Путешествие в сказку становится для Лехи судьбоносным. Возможно, впервые в жизни он берет на себя ответственность за маленькое живое существо. И уже с обретенной зрелостью мой герой проходит испытания. А потом еще встречает прекрасную девушку, влюбляется, и, конечно, это чувство также меняет его.
– Моя героиня не типичная сказочная принцесса, – делится Виктория Агалакова, сыгравшая Марусю. – Не просто милая и нежная девушка, а хохочущая, наивная, влюбчивая, но с твердым характером. В фильме у нас было много динамичных сцен – танцы, трюки, подвесы. Но, поскольку я в детстве занималась танцами, училась в балетной школе и играла в мюзиклах, физически к таким задачам была готова.
– В детстве отец пел мне песенку про силача Бамбулу, который ломал стулья. Похоже, сценаристы вдохновились этим образом, – рассказывает Роман Курцын про свою роль циркового силача. – В фильме у меня есть трюк: я стою на руках, и подо мной ломаются два стула. Но в какой-то момент Бамбула попадает в экстремальные обстоятельства. Его выбирают для показательной расправы над героем Саши Петрова. Однако за внешней силой и брутальностью Бамбулы скрывается ранимая, артистическая натура. В решающий момент, вместо того чтобы вступить в бой с Лехой, он говорит: «Только не по лицу (бей). Я же артист!» Это переворачивает восприятие персонажа и делает его еще глубже.
Образ дракончика создан с помощью компьютерной графики, а на съемочной площадке использовали 3D-макет сказочного героя. Также в некоторых сценах был актер, который отыгрывал мимику и эмоции Горыныча.
– Образ рождался на стыке реальности и вымысла, – говорит Александр Горохов, генеральный продюсер студии, специализирующейся в области компьютерной графики и визуальных эффектов. – В качестве основы мы взяли рептилию – земноводное: визуально ближе всего оказалась игуана. Но нам также хотелось придать персонажу черты, вызывающие у зрителя симпатию и эмоциональный отклик. Поэтому мы обогатили образ Горыныча повадками, ассоциирующимися с домашними животными – щенками, котятами. Главной нашей задачей было добиться того, чтобы персонаж сохранял природную естественность (то есть облик ящерицы), но и получился обаятельным, вызывал симпатии зрителей. В отличие от реальной игуаны наш Горыныч умеет улыбаться, сердиться, и это стало возможным благодаря продуманной анимационной работе. Дополнительно мы добавили ему небольшие рожки – элементы, характерные для ряда земноводных.
Картину снимали в Санкт-Петербурге: на улицах города, а также в павильонах «Ленфильма». Там возвели масштабные декорации интерьеров княжеского дворца, избушки, где Леха живет с Горынычем. Второй блок сцен отсняли в Тобольске. Некоторое время назад там работали над картиной «Тобол», для которой были построены декорации, сохранившиеся и после съемок в виде парка развлечений. Команда «Горыныча», взяв строения за основу, превратила их в сказочное царство.
– Исторический временной промежуток у нас условный – от XII до XVI века, – объясняет режиссер Дмитрий Хонин. – Однако костюмы, созданные Надеждой Васильевой и Ольгой Михайловой, включают в себя элементы византийской культуры. Получается такой своеобразный микс с отголосками современности. Мы сознательно ушли от образа «лаптей», потому что наше сказочное княжество – не деревня. Вот и костюмы стилизованы под городские наряды.
– Весь «Горыныч» был решен мозаикой. Со всего мира собирали рисунки, печатали ткани, – рассказывает художник по костюмам Надежда Васильева. – Мир мозаичной деревни, куда попадал герой Петрова, – современный, яркий. Леха там первый парень. Как и во что его одеть? Худи? Капюшон пойдет или нет? Рисунок на свитшоте какой должен быть? Ну и конечно, мы решили, что раз герой Саши – моряк, то нужна тельняшка.
– Рисунок на платье Маруси отсылает к мозаике одной из церквей Стамбула, – дополняет художник по костюмам Ольга Михайлова. – Ткань выбирали с расчетом на то, чтобы необходимый рисунок можно было распечатать. Также было важно, чтобы сказочный мир получился цельным, уникальным, а не выглядел как платье из соседнего магазина. Трудно сосчитать, сколько всего костюмов было сшито: чего только стоят наряды 12 дружинников князя! На каждом из них по 500 плас тиковых чешуек. Каждая отшлифована, окрашена, пришита вручную. У нас были шапки, сплетенные из лозы, княжеский камзол с птичками – все это придумано с нуля. Мы сформировали облик мира, который совсем скоро увидят зрители.
– Основная мысль фильма проста: когда ты отдаешь любовь и начинаешь о ком-то заботиться, все в твоей жизни начинает меняться, даже если ты сам того не желаешь, – считает Дмитрий Хонин. – Именно такая трансформация произошла с нашим героем Лехой, у которого в начале истории многое не получалось. Но когда волею обстоятельств на его пути оказался необычный звереныш – маленький дракон, оставшийся без мамы, герой все же взял за него ответственность. Леха включается в происходящее, и его жизнь меняется к лучшему. Получается, если ты готов делать другим добро, оно к тебе обязательно вернется.